Семейный бюджет

Стоит ли платить ребенку за хорошие оценки в школе и помощь по хозяйству?

Азбука финансовой грамотности для детейВ статье Финансовая болезнь, грозящая вашим детям [советы родителям], развернулась жаркая дискуссия по поводу того, стоит ли платить ребенку за хорошие оценки в школе и помощь по хозяйству?

Кто-то говорит что это правильно, ну а кто-то говорит, что это приводит к откровенной торговле и детскому шантажу.

Я решил не отписываться в комментариях, а дать более полный и развернутый ответ отдельным постом.

Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка здоровым, богатым и счастливым. Для этого, мы стараемся дать детям все самое лучшее. И в глубине души каждый родитель надеется, что его ребенок будет жить лучше, чем он сам.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок жил в достатке, когда вырастет, то должны начать работать над этим с самого раннего возраста.

Подарки детям

И одно из первых, чему стоит обучить ребенка – это то, что ничего в жизни не дается даром. В большинстве случаев все происходит наоборот, ребенку дается все самое лучшее, вкусное и красивое абсолютно даром. Тем самым мы приучаем ребенка к тому, что родители ему чем-то обязаны или должны.

Мы не приучаем ребенка к ответственности, а наоборот, приучаем к безответственности. Мы приучаем ребенка к тому, что есть папа и мама, которые, в случае чего, решат любую проблему и достанут все что нужно.

Я не призываю вас отказывать во всем своим детям. Но понимание того, что очередную новую куклу или машинку нужно заслужить, необходимо прививать с раннего детства. К тому же, это приучает маленького отпрыска к тому, что “халява” это плохо, так же как и легкие деньги.

Как этого добиться?

Прежде чем вы начнете свои эксперименты, я хочу донести до вас следующую важную мысль: обязательно обсуждайте и объясняйте свои действия и доносите до ребенка зачем вы делаете так, а не по-другому.

При чем делать это нужно в спокойной и дружеской обстановке. Очень часто можно увидеть такую картину, как мать орет на свое чадо в магазине, которое клянчит очередную игрушку.

Итак, для начала нужно учесть такой момент, что у каждого члена семьи есть определенные обязанности. Например, отец – добытчик, его главная задача принести домой деньги. Мать – хранительница очага, решает вопросы связанные со стиркой грязного белья, приготовлением пищи и другие хозяйственные вопросы. Ребенок – это помощник.

Когда стоит привлекать ребенка к помощи по хозяйству?

Во многом это зависит от уровня развития вашего ребенка. В среднем, лет до 3-5, не стоит рассматривать своего отпрыска в качестве помощника. В это время, ребенок чаще является полной противоположностью помощника. И это нормально.

Приучать чадо к хозяйственным делам стоит постепенно, начиная с выполнения каких-то легких задач. Предложите ему собрать разбросанные игрушки. Постепенно, усложняйте поручения и делайте это регулярно. Например, попросите вынести мусор или сходить за хлебом.

Как уже заметил, здесь важна регулярность, чтобы у ребенка это вошло в привычку.

За что стоит поощрять своего ребенка?

child-money1Затем, необходимо вводить систему важности тех или иных поручений. То есть, должны быть “бесплатные” поручения, которые являются обязательными для той или иной роли и “платные”.

Под ролями в нашем случае подразумеваются: отец-добытчик, мать-хранительница очага и ребенок-помощник.

Взрослых, разумеется, тоже нужно поощрять и давать премию. Для взрослых, например, примером бесплатных поручений может быть следующее: семья съездила за продуктами и отец несет домой тяжелые сумки и пакеты, ограждая мать и ребенка от тяжестей. Это норма и здесь нет ничего необычного.

Или мать, которая навела дома порядок, помыла полы и протерла пол. Это тоже норма, к которым взрослые приучены и делают без лишних напоминаний и не выпрашивая за это какой-нибудь чупа-чупс или новую игрушку.

Теперь рассмотрим пример с дитем.

Например, заправить за собой кровать или собрать игрушки – это обычные обязанности каждого ребенка. Но, различную работу можно выполнить хорошо, а можно спустя рукава. На это нужно обращать внимание ребенка, поощрять отлично выполненную работу и указывать на плохо выполненную работу.

То есть, если в течение недели ребенок без ваших напоминаний застилает за собой кровать, убирает игрушки и поддерживает порядок в комнате, то в конце недели это можно поощрить. Купить ему мороженное или сводить в цирк и акцентировать внимание на том, что он это заслужил примерным поведением.

В тоже время, если ребенок выполнял свои обязанности, но без усердия или с вашими напоминалками, то это не значит, что в конце недели его не стоит баловать. Вы можете, также, купить ему мороженное или сводить в цирк, но делать это вы будете не из соображений поощрения, а просто из-за любви к своему чаду. В этом случае не нужно говорить, что он это заслужил, простой сделайте ему и себе приятно.


Наконец, если он плохо себя вел на неделе и не выполнял свои обязанности, то вы можете лишить его воскресных развлечений, объяснив причину наказания и предложив ему выбор. Пусть он сам решает, что он хочет на следующих выходных: сидеть дома или сходить в кино-мороженное.

Очень важно приучить ребенка к ответственности и выбору. Нельзя, чтобы за него все решали родители. Всегда должен быть выбор и важно, чтобы ребенок научился чувствовать и видеть результаты своих действий, своего выбора.

Примеры платных поручений

Теперь обсудим задачи или поручения, которые необходимо “премировать”. При чем премия не обязательно должна быть денежной. Возьмем один из распространенных примеров – оценки в школе.

Если вы хотите видеть у своего ребенка хорошие оценки и знаете, что у него есть потенциал, то можно поставить цель ребенку, что в случае получения такого-то уровня оценок, вы подарите ему какой-то ценный подарок.

child-money2Только не нужно ставить цель иметь все пятерки за четверть или за год. Будет лучше если вы поставите цель все пятерки, но допускается несколько четверок.

Ребенка нужно с детства приучать к мотивации, которая может быть отрицательной и положительной. Отрицательной мотивацией может быть получение двоек и последующее за этим наказание. Положительной мотивацией будет получение какого-то вознаграждения в случае достижения поставленной цели, то есть хороших оценок.

Вот еще один из примеров. Вы хотите привлечь своего ребенка к сбору картошки на огороде. Помогать родителям – это обязанность ребенка. Но вы должны учесть и тот факт, что забирая ребенка на картошку вы не учитываете его интересы.

“Лично я в детстве никогда не любил собирать картошку. Во-первых, это скучно. Во-вторых, это длится целый день. В-третьих, я лишался удовольствия провести время с друзьями на выходных, играя в футбол”

Поэтому, такие процессы, как сбор картошки, нужно организовывать правильно. Ущемляя ребенка в чем-то одном, нужно возместить ему это в чем-то другом. Возмещение в данном примере является желательным. Но только делать это нужно правильно. Не нужно подкупать ребенка.

Правильнее будет, если вы дадите ребенку возможность выбора. Можно поступить следующим образом. Вы говорите, что нужно собрать картошку. Но в одиночку родителям это сделать будет сложно. Поэтому, вам нужны помощники.

На эту работу выделено 1000 рублей из бюджета. Эти деньги могут достаться ребенку, если он примет участие в сборе картошки. Либо, эта тысяча рублей достанется кому-то другому, например, наемному работнику, который поможет вам выкопать картошку.

Таким образом мы стимулируем ребенка к поиску возможностей для реализации своих хотелок. Хочет ребенок дорогой велосипед? Вы можете ему его подарить. А можете помочь заработать на него.

Здесь разумнее придерживаться некоего равновесия. Что-то можно подарить, а что-то НУЖНО заработать самостоятельно. Нельзя только лишь делать подарки ребенку.

Вы окажете ему гораздо более полезную и ценную услугу, если научите с детства зарабатывать деньги и добиваться целей своим трудом, своими усилиями и своими действиями.

Любовь к ребенку заключается не только в обилии подарков с вашей стороны. Ваша задача вырастить подготовленного к жизни ребенка, достойного представителя общества.

По-настоящему любящий родитель должен очень гармонично подойти к процессу воспитания. Помимо ласки и заботы ваше дите должно получить и хорошую жизненную закалку, которая поможет ему с легкостью справляться с любыми трудностями.

А закалка – это всегда сочетание белого и черного, мягкого и твердого, теплого и холодного, положительного и отрицательного.

Взрослый принцип детской неполноценности

Одна из типичных ошибок с который сталкивается практически каждый родитель заключается в том, что став взрослыми мы хотим дать своему ребенку все то, чего были лишены в детстве сами.

Такие родители начинают заваливать своего ребенка различными игрушками, модной одеждой, разными вкусностями, шикарными праздниками, дорогими развлечениями. Это и хорошо, и плохо.

Хорошо, потому что проявляете своему чаду любовь, ласку и заботу. Плохо, потому что тем самым портите ребенка. Делаете его потребителем, который привык иметь все самое “крутое” и лучшее и получать это легко и просто.

Здесь есть еще одна скрытая проблема, которая заключается в том, что обилие подарков – это не всегда любовь и забота со стороны родителя. Часто бывает так, что родитель просто откупается и компенсирует дорогими подарками свою вечную занятость и невнимательность к ребенку.

Иногда гораздо лучше провести целый день с ребенком, гуляя по парку, играя и общаясь с ним, нежели куча дорогих, но неодушевленных игрушек.

Все это говорится к тому, чтобы вы были честны с собой и своим ребенком. Родительская любовь будет более рациональной и нужной, если вы поможете дитю вырасти подготовленным к жизни.

И здесь важно не обилие подарков, количество купленного мороженного или многочисленные походы в цирк и кино. Гораздо важнее то, какие навыки вы привьете своему потомству и как вы подготовите его к жизни.

Любовью и заботой можно окружить малыша без применения всяких вспомогательных средств в виде игрушек и сладостей.

Подводя итоги

Я считаю что приучать ребенка к труду и заработкам нужно с раннего детства. И помочь в этом могут только родители. Если в 13-16 лет подросток может самостоятельно найти какую-то подработку на лето (продажа газет, уборка территории и т.д.), то детей более раннего возраста на подработку пристроить проблематично.

Поэтому, подработку можно обыгрывать в повседневной жизни, выплачивая ребенку 5-12 лет денежное вознаграждение за достижение каких-либо целей.

Очень часто в семьях можно наблюдать такую картину, когда ребенок становится рабом своих родителей, выполняя всю домашнюю работу (уборку, приготовление пищи, глажку, заботу о младших братьях и сестричках). У таких детей просто не остается времени на себя.

Да, бывают случаи, когда нужно заставлять ребенка что-то сделать. Но делать это постоянно, я имею ввиду заставлять, категорически нельзя.

У ребенка вырабатывается негатив как к тому, что он делает, так и к своим родителям.

Правильнее дать дитю возможность выбора и приучить его добиваться своих целей самостоятельно.

Любая работа должна чем-то вознаграждаться. Вознаграждением могут быть как деньги, так и шоколадки, мороженное, игрушки, походы в кино и даже теплые слова.

А что вы думаете по этому поводу?

P.S. В следующих статьях мы с вами рассмотрим как правильно давать детям карманные средства, как приучить его правильно управлять деньгами и многие другие вопросы.

P.P.S. На тему финансовой грамотности для детей сейчас пишу электронную книгу. Если вы хотите научится писать и продавать свои электронные книги, то записывайтесь на онлайн тренинг “Как научиться писать электронные книги и зарабатывать на этом деньги?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Получайте свежие материалы блога на свой e-mail:

Об авторе

Роман Кожин

Автор и основатель блога "Мой Рубль", интернет-предприниматель. Делюсь своим опытом заработка в интернете, достижения финансовой независимости. Я женат, у меня две очаровательных дочки, веду здоровый образ жизни, занимаюсь спортом. За моей жизнью вы можете следить в социальных сетях по ссылкам ниже.

Отправить ответ

avatar
Анна

Также я считаю, что если вы что-то начинаете делать, т.е. платить денежки, значит надо делать это стабильно, а не прекращать внезапно, потому что вы решили, что хватит!!! Я так доче перед новым годом делала сюрпризы за неделю каждый день мы находили с ней по какой-нибудь вкусняшке, а когда новый год прошел, она начала спрашивать, а где же вкусности, и очень расстраивалась не находя их больше!!! Поэтому будьте очень осторожны, когда выбираете поощрением *— денежные средства — впрочем в статье все прописано — читайте внимательнее!

Анна

Очень интересная, и по моему мнению, полезная статья!Я знаю очень много примеров, когда родители сами безконца покупают все своим детям, а потом жалуются, что он у них в истерике бьется в магазине!!!

Евгения

К материальному вознаграждению я отношусь с опаской. Мы в нашей семье используем поощрение в качестве например: поездки в дельфинарий, либо покататься на горных лыжах, то есть выбираем что то такое что не доступно каждый день и что бы это мероприятие приносило определенную пользу. Сначала мы озвучиваем цель, а потом варианты поощрения. Ребенок сам определяется, что ему интересней и стремится выполнить поставленную задачу.

malbertn

На мой взгляд, вы предлагаете самый оптимальный вариант поощрения детей. С другой стороны, финансовое воспитание тоже нужно как-то получать, и желательно с детства. Как решаете в своей семье эту задачу?

Оксана

Я согласна, что необходимо давать детям деньги и чем раньше тем лучше, чтобы с ранних лет научить их управлению финансами, но я категорически против платить им за оценки и домашнюю работу. Это только мое мнение

malbertn

А просто давая ему постоянно деньги, вы не избалуете ребенка?

Ольга

Все спорно, и в этом деле нужна гибкость, когда одно не перетекает в другое, то что комфорт создается собственными ручками, и качество жизни тоже, перекос может быть»заслужил» «не заслужил» , почему один вид деятельности вызывает восторг другой.. ну не мое это,и мотивация деньгами может и не помочь. Интересно, а нас взрослых сильно мотивируют деньги «вот есть такая работа-задание-«грустнаскучнаоднообразна»- но будет вознаграждение, т.е. пряник после, сколько из нас возьмутся поработать на будущее). наверное резонно возникает вопрос-ответ а Пряник достаточно компенсирует мой явный неинтерес к этому занятию. Домашние дела совместный комфорт проживания.Делаем его вместе.

Евгений

Спасибо за интересную и познавательную статью. Будем воспитывать именно так.

Алесей

Очень интересная и противоречивая тема.  Я во многом с вами согласен, Роман. Детей нужно поощрять и дарить подарки, но и приучать к тому, что в жизни многое придется делать самому. К деньгам надо привыкать с детства и уметь ими распоряжаться.

Виктория

очень полезная информация спасибо

Татьяна КудряшЕва

Детей нужно хвалить и поощрять словом и желательно не раз в неделю, а сразу же!!! Не обязательно петь деферамбы, но просто внимание, небезразличное отношение к ребенку, ко всему что он делает — очень важно!

Елена

Вводить товарно-денежные отношения между членами семьи? Эдак далеко зайти можно))
Маленький ребенок всегда стремится помогать и будет помогать и дальше… если родители сами не отучат его от этого, что часто и происходит.
Ну а поощрения в виде подарков за хорошую учебу ( компютер, поездка…) думаю, вариант хороший. Карманные деньги ребенку давать нужно, а выполнять домашнюю работу нужно без оплаты, иначе стакана воды в старости можете не дождаться, если не заплатите))

malbertn

Я вот тоже думаю, что заставляя детей делать что-то за деньги, в итоге можно получить к себе такое же отношение потом.

Дмитрий

Хороший пост. С мнением автора согласен.
Ненависть к даче остается еще до лет 25-30, после того как родители заставляли из под палки копать, собирать и т.д. 

До лет 10 думаю, деньгами поощрять рано. Сформированных финасовых потребностей у ребенка мало. Можно использовать походы в кино, лунапарки, аквапарки, разрешение погулять на час подольше в течение недели и т.п.

А с 10-11 лет нужно ребенку давать возможность самому заработать. Пусть сам копит себе на одежду, например. Все равно придется покупать джинсы, юбки, куртки и т.п. Если эти же деньги ребенку выдавать в качестве поощрений, то у ребенка будет дополнительная возможность самому себе купить что-то модное и современное. Ведь он сам может накопить себе на одежду.

Например: на джинсы мы тебе выделяем 1000 рублей. Но они самые неприкольные. Каждая пятерка в четверти — 500 (300, 100) рублей. У тебя есть возможность одеться красиво — заработай себе надбавку сам.

malbertn

Расценки конечно, у вас не хилые) В четверти, насколько помню, не меньше 10 оценок. Получается, что 4 раза в году ребенок будет получать за свои оценки около 20000 рублей (если он отличник). Я о таких деньгах в школе даже не думал:)

меньшиков александр

на своём личном примере могу сказать,что подписываюсь под каждым словом. а вобще по поводу поощрения детей тема очень спорная,слишком много тут индивидуального

Алексей Мальцев

И согласен и не согласен одновременно!
Не согласен с отметками в школе — бывают предметы к которым у ребенка нет рвения — и мотивация на оценки тут не нужна — и троечники вырастают миллионерами. Дети должны в школе научиться тому, что реально их интересует, а не всему подряд, а то опять получится универсал, каких везде навалом! Наоборот ребенок в школе должен определить свою дальнейшую линию развития по жизни. Например — не любит он музыку и получает тройки — и что дальше! Значит просто не его! Я например в школе тоже не любил математику — не мое оказалось — и в жизни она мне и не пригодилась! Так что с отметками как с мотивацией не согласен!
А вот с чем согласен — так с это что дети должны сами зарабатывать деньги либо работать на предприятии у родителя — если у него свой собственный бизнес! Это позиция богатых людей, чтобы дети умели обращаться с деньгами — недавно читал «Азбуку денег» Бодо Шефера — очень поучительная книга! Всем рекомендую! Спасибо за статью!

malbertn

Немало родителей считают, что если ребенок получает плохие оценки, значит, он лентяй, лодырь и т. п. Мне кажется, если родители не будут так строго относится к своим детям в плане получения оценок в школе, то и родителям будет легче, и детям. Но вот как узнать, действительно ли ребенок не любит предмет, или ему просто лень?

Ульяна

Алексей, согласна с Вами по поводу оценок! У моей дочери тоже проблемы с математикой. Я пыталась стимулировать деньгами, пока не услышала грубое в ответ «алгебру ненавижу, забери свои деньги себе».
Сейчас получается что деньги я использую не как поощерение, а как наказание.

Наталья

Мне очень близки эти мысли. Конечно, метод «кнута и пряника» должен работать именно так. Наказывать ребенка за провинности лучше всего лишением его каких-то удовольствий (компьютерная игра, поход в кино и т.п.), но нельзя наказывать тем, что жизненно важно и полезно для здоровья. Например, многие родители наказывают, запрещая ребенку прогулку или лишая его отдыха.
А по поводу того, что ребенок до 3-5 лет не годится в качестве помощника, — это вы, Роман, немного заблуждаетесь. Ваша дочка годика через два будет копировать мамины движения и неуклюже мыть пол, еще через год попросит помыть посуду и будет помогать готовить… А вот годам к 5-6 желание делать что-либо по дому как раз пройдет и нужно будет вовремя дать указания и нужную мотивацию, про которую вы и говорите в статье.

malbertn

По наблюдению заметил, что девочки становятся помощницами значительно ранее мальчиков, видимо, причина как раз в подражании тому, что девочки видят в своих матерях – держательниц очага.

Денис

Роман, немного противоречивый пост.
У меня сложилось впечатление, что вы предлагаете платить ребенку за помощь по хозяйству и за хорошие оценки. Пусть даже вы описали это как — достижение цели. Но суть то от этого не меняется — это оплата хороших оценок. Да, ребенок будет отличником, но … станет ли он любознательным или научится исхитряться для достижения цели (получения хороших оценок)? А если учитель не ставит их, то … даже страшно представить.

И еще. Теория, в данном случае ваш пост, все таки отличается от практики. Вы все верно сказали, но все в общих чертах. А вот как (а не что делать) этого добиться? Как добиться того, чтобы ваш ребенок убирал свою комнату, застилал свою постель без ваших напоминаний? Подарками в конце недели? Вот когда ваше дитя подрастет, надеюсь вы дополните этот несомненно полезный пост практическими советами.

Оксана Голубева

Очень актуальная статья, Роман! Согласно с Вами! Во всем нужно искать золотую середину, платить за каждую пятерку не следует, но и «все подарки даром» тоже не ценятся детьми.

wpDiscuz

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: